Бета-пресс
Общество Политика Регионы Интервью Экономика За рубежом СССР Техно Культура Литература новости карта ссылки Реклама:
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
☆ от 50 руб./час ☆ AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Счётчики:
правильный HTML5 правильный CSS Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Актуальная История

Теперь питание компьютера можно отключить

Ты не человек, ты часть матрицы 24 июня 2012, 19:22
Версия для печати
Добавить в закладки
Не забудьте выключить телевизор, в противном случае кто знает, где все мы встретим утро новой эпохи

"Величие искусства начинает проявляться лишь при полном упадке жизни"

(Ги Дебор, здесь и далее - цитаты из "Общества спектакля").

Киберпанк сейчас в моде. По сему не остается ничего другого, как просто смириться с тем, что киноиндустрия пачками исторгает "навороченные" фильмы, шокирующие технической безграмотностью и наповал убивающие примитивностью сюжета. Обилием спецэффектов и дубово-пафосными вкраплениями эти опусы привлекают толпы подростков, младших братьев тех, кто десять лет назад был завсегдатаями видеосалонов. "Рэмбо" сменили "Хакеры". Так им и надо.

Логично было бы предположить, что и новый фильм, "Матрица", станет не более чем еще одной досадной однодневкой. Однако общего с прочими у нее нет практически ничего - разве что эффекты. Но, как говорится, мы любим его не только за это... Кстати, хакеров, реальных граждан киберпространства, проводящих долгие ночи в попытках проникнуть хоть куда-нибудь, новая лента по сути низводит до очередного варианта игрушек Системы. Тех, кто лишь думает, что он - истинный хозяин положения, хозяин куска железа, стоящего на столе и его сетевых придатков. (В том-то весь вопрос - кто здесь чей хозяин). Фильм не избежал некоторых характерных ляпов - что герои почему-то не знают, что ни одно сообщение, ни один телефонный разговор (в нашей реальной жизни - за исключением разве что закодированных специальным образом, хотя для мира Матрицы это уже не имеет значения), не может быть технически защищено от контроля. (Выход - конспирация, работа исключительно на уровне человеческого фактора.) Хакер, играющий с Системой, окружающей его, проникающей в него и, по сути, его соткавшей, смешон. Впрочем, именно это бессонное увлечение в конечном итоге приводит Нео, главного героя, в ряды врагов этой самой Системы, врагов Матрицы. В ряды сбросивших покров - тех, кого она действительно боится. Свободные производят впечатление всезнающих всесильных божеств, которым все известно, которые чуть ли не читают в душах и знают самое сокровенное... Однако для тех, кто знает секрет, все до страшного очевидно. Интересно, что сейчас для многих так называемых атеистов роль эту заняли сотрудники спецслужб, которым якобы известно все. И не иссякает живой поток занятных слухов о подробном многотомном досье на каждого... В фильме такие сущности имеются. Это агенты Матрицы (Системы), те же "божества", только немного другого происхождения. Антиподы Нео и его соратников.

Быть Врагом непросто по определению. Быть не чучелом, не даже маньяком, а именно Врагом. "Похоже, что вы живете двойной жизнью", - так начинает один из агентов допрос свежепойманного Нео. "И это - только начало", - так и хочется ответить за него.

"Матрица" и "Бойцовский клуб" - главные песни о странном

Всемирная Сцена никогда не меняет свой репертуар. Так говаривал Антон Шандор Ла Вей, практически всю свою жизнь ожесточенно критиковавший любые проявления общественного зомботрона и высмеивавший его многочисленные щупальца-манипуляторы. Это можно называть как угодно - Система, взаимоотношения в человеческом обществе - суть не меняется. Так или иначе это - спектакль, в который самым чудовищным образом втянуты все от мала до велика. Он далеко не нов.

"Матрица" и "Бойцовский клуб" - два фильма, сюжетная линия в которых затрагивает разные эпохи: одна картина повествует об обществе будущего, растворившем человека в полном смысле этого слова (чем не 100% воплощение идеи "единого мира"?), другой - сегодняшнем западном обществе, в котором все эти процессы, максимально приблизившись к "идеалу", только готовятся достичь своего апогея. По большому счету, сюжетной линией могли бы служить и события далекого прошлого... Хотя, если не касаться метафизической стороны вопроса (которую, кстати, "Бойцовский клуб" не затрагивает - трасформации личности главного героя, включая добротное ее раздвоение, по умолчанию обуславливаются эндогенными причинами) и говорить лишь о "Матричной линии", речь пошла бы о начале формирования глобальной системы контроля или, иными словами, той самой Системы (с большой буквы) и людях - затянутых в нее по самые уши и/или пытающихся оторваться в той мере, в какой это позволяет сделать ситуация.

Герои обоих фильмов - относительно молодые представители среднего класса, подошедшие в своей жизни к той черте, которую иногда называют "кризисом среднего возраста". Все среднее. Жизнь неизбежно теряет всякий возможный смысл, открывая дорогу смыслу невозможному. Нео блуждает между сном и явью, его изводит бессонница (а ведь хакеры и так - существа исключительно ночные), он не может понять, спит он или бодрствует. В "Бойцовском клубе" герой постепенно приходит к мысли что его жизнь это "...копия, снятая с копии, снятой с копии, и так множество раз". Он ходит по психоаналитикам и, что характерно, тоже страдает от бессонницы. Обоих персонажей из их жизни, протекающей по стандартному сценарию, вырывают чрезвычайные обстоятельства, буквально за уши вытаскивают сумасшедшие люди, чье восприятие действительности, социума, истории не вписывается ни в какие рамки. Оно не просто крамольно. Оно отдает "патологией". О таких вещах телезрители как правило говорят "в голове не укладывается". А ведь приходится в конце концов укладывать...

Матрица: не про виртуальность

Практически весь фильм режиссер вместе со зрителями, каждый из которых понимает ленту по-своему, пытается ответить на вопрос "а что же такое Матрица?" С таким же успехом можно спрашивать себя и окружающий мир "а что такое реальность и как с ней бороться?" Предметы - твердые, боль - реальна, чувства - тоже, но лишь до тех пор, пока не начинаешь понимать, что нет ни предметов, ни боли, ни чувств. Сайентологи описывают это формулой "правда то, что правда для тебя" (true is what that true for You). Но структура реальности, а, что самое главное, человеческого ее восприятия, такова, что полностью абстрагироваться от всего этого невозможно. Болезненное чувство предмета и наши сомнения - больше нет просто ничего. Реальность, система, люди, даже самые близкие, демоны собственного сознания - все это бессовестно лжет. Иногда это называют "ложью во благо". Нет смысла напоминать куда ведет дорога, выстланная такими побуждениями.

Один из "моментов истины" в фильме: сцена с синей и красной таблетками: это выбор правды, или, если быть немного точнее, не столько правды, сколько приближения к ней. Матрица отличается от Real Life только на уровне осознания, так как нет гарантии, что выход из ванны с жижей не окажется очередным мнимым ходом, не несущим истинного освобождения. Не окажется очередной ложью... На странные мысли наводит тот факт, что повстанцы каким-то непостижимым образом, несмотря на вездесущность глобальной структуры, заменившей материю, умудряются переговариваться и встречаться на вражеской территории - Матрица не уничтожает их, хотя, судя по всему, вполне может. Идет ожесточенная борьба, но как каждый раз - не до конца, как будто всемогущая Система, это всесильное божество делает попущение своим не в меру активным сущностям. Не играет ли она с ними, создает очередную иллюзию, на этот раз - борьбы. Что-то здесь явно не так и это "что-то" - неспроста. Ложь - мать слишком многих вещей. Никто не подойдет и не скажет: "прости, ты жил тут и мы не хотели говорить тебе, мы не хотели тебя расстраивать, но... но на самом деле тебя нет. Просто-напросто нет. И вся судьба твоя - здоровенный нейросимулятор". Ты - придаток Матрицы.

Один из героев, Морфеус, глава группы, борющейся с Матрицей, так формулирует ответ на главный вопрос: "Это контроль, это сгенерированный компьютером искусственный мир, построенный для того, чтобы держать нас под контролем, что бы превратить человека вот в это" [показывает батарейку]. Как писал Ги Дебор, "Спектакль есть капитал на той стадии, когда он становится образом". Когда он становится Матрицей - мог бы добавить кто-то из героев фильма.

Да, если верить авторам, в неопределенно далеком будущем нас ждет 100% виртуальная реальность, а тела будут служить источником энергии для расы машин. "В конце 20 века все человечество восхищалось своим могуществом, когда оно породило искусственный интеллект." Потом была война. Неизвестно, кто нанес первый удар, но небо, в надежде лишить врага единственного источника питания, затмили мы. Что характерно, от городов остались только канализационные системы. Что же касается людей, то "теперь существуют поля, бесконечные поля, где люди больше не рождаются. Их выращивают".

"Я видел, как они превращают в жидкость мертвых, что бы внутривенно кормить этим живых. И глядя на это я понял всю очевидность правды." Новый виток эволюции и старая подоплека всего, что происходит в этом мире и теоретически может происходить.

"Люди всегда слишком полагались на машины, но похоже судьба и здесь сыграла злую шутку." По крайней мере, чисто технически придраться здесь не к чему. Да и с точки зрения психолога появление такого мира как Матрица было бы вполне логично, бегство от жизни - примета нашего времени. Говорят, уже существуют костюмы виртуальной реальности на все тело. Можно только догадываться, для чего их используют... Но главное даже не это. В конце концов, never stop the madness, пусть вымирают сами, это их выбор и могила им доктор. Такое падающее действительно стоит подтолкнуть. Отмирающая конечность достойна только ампутации, в противном случае начнется гангрена. "Разрешите Вас потешить..." На это раз клоун по вызову принес Си-4.

"Первая Матрица была придумана как идеальный мир, где не было страданий, где все были счастливы похоже, что люди определяют свою реальность через страдания". Пришло время и "невинные" жертвы научно-технической революции напрочь утратили способность соприкасаться с восторгом бытия, запутавшись в череде неудачных попыток сбежать от скуки существования и утомительных ежедневных забот в мир безопасных опасностей, исключительно терпимой боли и срежессированных приключений. (Эта же категория граждан в поисках острых ощущений пожирает чертовы прорвы специй, ходит в парки аттракционов и скупает видеокассеты с "жутиками" и хроникой в надежде хоть немного пощекотать атрофировавшиеся нервы.) Их мир - это душные коридоры компьютерных игр, глицериновые слезы, сочащиеся с экрана, тусклое мерцание виртуальных страстей и прочие радости тотальной сублимации. Страх и скука, как ни крути, оказываются виной всему этому. Страшная скука и скучный страх. Но "тело не может жить без разума". Умирая в Матрице, человек умирает на самом деле. Мечта о "смерти понарошку" так и не воплотилась в реальности, даже виртуальной.

Матрица по сути - это то самое общество спектакля, о котором говорил Ги Дебор, доведенное до своего фатально логичного абсурда. Все не так уж фантастично. Аборигены могут смотреть телевизор, могут не смотреть. Это ничего не меняет - каждую секунду, от рождения до самой смерти они находятся под контролем спектакля. Это уже присутствует в них, коренится, создавая стойкую видимость свободы выбора (которой, если называть вещи своими именами, нет по определению). Если отбросить технические моменты, мы получим самих себя - прозомбированных старой-доброй гомогенной реальностью, двуногими обстоятельствами, ее творящими и нашим восприятием соприкосновения разных пластов искусственного (то есть порожденного так называемым искусством) бытия. Разница между отдельными особями вида homo sapiens - лишь в степени осознания самого факта собственной зависимости и вторичности. Признание это уже означает начало боевого пути к недостижимому идеалу полной свободы от Матрицы, свободы от змеиного клубка иллюзий. По идее Система должна всячески препятствовать появлению таких фильмов - ведь они учат презирать ее, они антисистемны изначально. Формируют соответствующее восприятие окружающего мира. Фильм "Матрица" буквально пропитан духом анархизма, это просто бросается в глаза. Однако, как со всей иронией показала жизнь, "message" картины воспринимает меньшинство. Биомасса же с распростертыми объятиями встретила очередной качественный продукт, модно-угарный фильмец в стиле "киберпанк". Истина совсем не обязана быть очевидной. Она может быть разлита в воздухе, лежать на каждом книжном лотке, свисать с древесных веток, перекатываться в дождевых каплях. И в трещинах на асфальте можно прочесть многое, только вот некому это сделать. Знаки, весь мир - система знаков, они терпеливо ждут прочтения. Ждут тех, кто сможет прочесть их невербальным образом, не задумываясь, разумом сердца. "Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит". Да, Владимир Семенович был прав... И этот невидимый кто-то всегда рядом, он спит в вязкой паутине наших мыслей. "Иди за белым кроликом", - повелевает Нео невидимый некто, чуть позже, в каком-то немыслимом клубе, оказавшийся девушкой по имени Троица. С этой встречи, по сути, для героя начинается отрыв от Матрицы. "Ответ не за горами и он найдет тебя, если ты захочешь".

"Что хочешь - то делай и это будет законом" (Алистер Кроули). Беда лишь в том, что в мире, где никому ничего не надо, законы устанавливает смутный внешний принцип, коллективная сволочь этого проклятого места. Что бы победить здесь, нужно понимать, что это игра и одновременно страстно, всей свой сущностью желать победы. Правила мало чем отличаются от компьютерных - некоторые можно обойти, некоторые разрушить. Нужно быть не просто хакером или бойцом или хотя бы знатоком этой (и той) жизни. Приходится быть хакером по жизни, готовым к бою.

Break on through? Что вы, точка кипения еще не пройдена. "Неправда становится все правдивее каждый раз, когда она побеждает" (Антон Шандор Ла Вей, "Записная книжка Дьявола")

В отличии от 99% выделений киноиндустрии, "Матрица" наводит на Мысли. Именно с большой буквы, потому как все остальные картины в лучшем случае имеют дело с такими понятиями как "добро", "зло" (иногда - их относительность), меж- и внутриличностные процессы, история. Мы не берем на себя излишнюю смелость, утверждая, что все это не важно. Но... Но всегда остается еще что-то - незатронутое, неосвещенное, скрытое, доходящее до сознания лишь в виде смутной догадки. То, что неизбежно оказывается за всеми теми вещами, к которым мы так опрометчиво привыкли. А выползти ведь может все что угодно. Свобода, как известно, приходит нагая. Но, если до конца развивать идею наслоений, затмевающих истинную личность и день за днем трансформирующих ее, придется сорвать не только одежду, но и кожу, мышцы, вырвать внутренности, кости растолочь, а пыль развеять по ветру в Валпургиеву Ночь на каком-нибудь нехорошем перекрестке. "Выход наверх всегда через боль", - как спел в свое время Юрий Наумов. Боль, распад и торжество сияющей пустоты - вот этапы, через которые неизбежно проходит сущность, задавшаяся целью достичь максимальной свободы. Real Life начинается там, где заканчивается спектакль, где срываются балахоны и маски. Проблема лишь вот в чем: за гранью дурацкого шоу тянется принципиально другая страна, пространство которой порождения нелепой словесной игры описать не в состоянии. Это - их свойство. Когда сознание, порт на затылочной части головы, отключается от Матрицы, герой попадает в сточные воды. Он кричит от ужаса и боли. Отрыв как посвящение, как выход на новый уровень понимания и осознания реальности и своего места в текущей системе координат. Реальности... Хотелось бы написать "и общества", но об этом речь не идет. Тела всех: глав государств, актеров, чиновников, полицеских и нищих погружены в ванны с красновато-белесой жидкостью. О любом явлении можно сказать лишь то, что оно на самом-то деле не происходит. Сон, спектакль - что угодно, но не события. Этика, мораль, гуманизм, законы - ничего этого нет. Есть только поля, бесконечные поля... Все остальное - цифровая ухмылка переменчивого фантома. "Люди - это заболевание, раковая опухоль этой планеты, а мы - лекарство", - говорит один из агентов Матрицы. Что ж, с этим можно, пожалуй согласиться. "Когда охотник перестает охотиться, он превращается в жертву" (А.Ла Вей). Те, кто позволил превратить себя в батарейки, заслуживают в лучшем случае шанса на откат назад, на преодоление Матрицы. "Не забудьте выключить телевизор", в противном случае кто знает, где все мы встретим утро новой эпохи.

Что такое "Матрица"?

"Спектакль это техническая реализация изгнания человеческих сущностей в потустороннее - завершенное расщепление внутри человека". (Ги Дебор)

"Пока существует Матрица, люди не будут свободны", - говорит Морфеус, сущность странная уже тем, что выбрала имя бога сновидений. Не намек ли это на то, что один сон сменяет другой и нет конца колесу перевоплощений. Покрывало Майи невидимо, но ужасающе прочно. Нет конца выходам из кокона матриц. Мы спелёнаты бытием - шаг в сторону рассматривается конвоиром-разумом как попытка к бегству. Прыжок на месте - первая строчка замысловатого диагноза. На выходе из каждой вас встретит иной Морфеус, он скажет, что пути назад нет, но вы продолжите ходить в Матрицу и это будет продолжаться бесконечно... Значит не все так просто. Если куклу на ниточках отсечь от кукловода, то она, конечно, обретет некоторую (мнимую?) степень свободы, но перестанет ли она быть куклой? И чем, по большому счету, она вообще будет, привыкшая ассоциировать свою сущность исключительно с фигурой "ведомого", вторичного воплощения чужих представлений о себе. Морфеус должно быть лукавит или же сам находится во власти качественно иного сна. Бог сна во власти верховного Забытья. А тем временем "свободные" так и продолжают оставаться нелюбимыми игрушками в костлявых руках хромой судьбы. Прорыв невозможен. Возможно лишь иступленное стремление к нему. В этом смысле фильм "Матрица" еще и о глобальном обмане, который таит в себе любое так называемое "освобождение"...

Теперь питание компьютера можно отключить. Монитор гаснет, но ночь продолжается и ее мертвящие огоньки напоминают поля, бесконечные поля...

P.S. "Ты чувствовал это всю свою жизнь. С миром что-то происходит. Ты не знаешь что, но ты это чувствуешь и это словно трещина в твоем рассудке сводит тебя с ума." (к/ф "Матрица")


Элеонора Райтель  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать (максимум 2000 знаков)?
21 июля 2021 13:33
2 декабря 2020 01:18
27 сентября 2020 15:54
31 августа 2020 10:08
27 августа 2020 23:22
27 августа 2020 23:02
12 августа 2020 10:55
31 июля 2020 15:54
18 июня 2020 23:00
17 мая 2020 01:47
21 апреля 2020 12:50
21 апреля 2020 12:34
1 апреля 2020 00:00
19 марта 2020 12:33
18 марта 2020 19:37
17 марта 2020 12:22
7 марта 2020 18:32
1 марта 2020 00:00
21 февраля 2020 23:57
15 февраля 2020 21:16
21 декабря 2019 18:33
28 октября 2019 23:27
27 октября 2019 12:30
11 октября 2019 19:29
13 мая 2019 11:37
9 января 2019 03:11
9 января 2019 02:37
28 декабря 2018 00:00
Все новости...
Информационное агентство "Бета-пресс".
Связь с редакцией. Email: post (на) beta-press.ru
Мобильная версия сайта