Экономика познаётся в сравнении

Лихие 1990-е и правление олигархии 29 июля 2016, 21:46
Версия для печати
Добавить в закладки
О негативных факторах в экономике и некоторых мерах по их устранению в 1990-х

Многие сегодня ругают экономическую ситуацию в России, и видимо есть за что. Всегда хочется большего, потому как к хорошему очень быстро привыкаешь. Однако, как известно, всё познаётся в сравнение, и если взглянуть на обзор экономической ситуации от – не много ни мало - ГУБЭП МВД России, становится понятно, что нынешняя ситуация, даже с учётом нарастающего кризиса, ещё не так плоха. А для того, чтобы понять, насколько не плоха, погрузимся в прочтение сводок конца 1990-х, в них много «интересного», особенно с учётом того, что криминал и экономика шли тогда рука об руку, а значит и обзором экономических процессов часто занимались те «компетентные» органы, которые отвечали и за борьбу с криминалитетом.

Подрыв внешнеэкономических показателей

Анализ криминогенной ситуации в сфере экономики за последние несколько лет показывает, что на рубеже 80-90 г.г. на фоне развития новых хозяйственных форм было допущено ослабление государс­твенного контроля за экономическими преобразованиями в стране и сбои в деятельности системы государственных правоохранительных органов.

Новыми факторами, стимулирующими эскалацию криминализации экономики, стал августовский, 1998 г., “де-фолт” и негативные пост кризисные явления, последовавшие за ним, нестабильная социально-политическая ситуация на федеральном и региональном уровнях, целый ряд субъективных ошибок в руководстве конкретными отраслями экономики.

Так, последствия кризиса подорвали внешнеэкономические показатели, потери экономики при реализации товаров за рубеж вследствие снижения экспорта составили в 1998 г. 17,5 млрд. долларов США, иностранные инвестиции сократились с $43,8 млрд. в 1997 г. до 18 млрд. в 1998. Практически не повысился, а в долларовом эквиваленте понизился в четыре раза валовой внутренний продукт, бюджет страны по своему объёму меньше бюджета крупного американского штата. Ухудшение макроэкономических показателей тесно связано и с криминализацией экономических отношений.

Экономическая преступность тормозит развитие производства, лишает федеральный бюджет значительной части доходов, отпугивает инвестиционный капитал, обостряет социаль­но-экономические проблемы и, таким образом, объективно противо­действует происходящим в России преобразованиям.

За несколько лет конца XX столетия количество зарегистрированных преступлений экономической направленности в России выросло более чем в два раза (со 110 тыс. в 1993 г. до 250 тыс. в 1998 г.), а количество тяжких и осо­бо тяжких форм преступных проявлений - более чем в 4 раза. Но в силу высокой латентности, истинные масштабы преступных посяга­тельств в сфере экономических отношений превышают регистрируемый уровень.

В условиях нехватки всех видов ресурсов, с учётом оперативной информации МВД России об обострении криминогенной ситуации в отдельных регионах, многочисленных фактах коррупции со стороны ответственных должностных лиц органами внутренних дел совместно с другими службами проводится последовательная декриминализация конкретных объектов экономики и территорий с повышенным криминальным фоном.

Подрыв кредитно-финансовой сферы

Наиболее уязвимой оказа­лась кредитно-финансовая сфера страны. За годы реформ 1993-1998 г.г. преступность в этой сфере возросла почти в 30 раз. Августовский кризис 1998 подорвал позиции почти половины стабильно действующих банков. На 0,4 млрд. долларов США снизились в 1998 г. иностранные активы банковского сектора. Криминогенная обстановка в кредитно-финансовой системе становится детерминирующим фактором, подрывающим политическую и социальную стабильность в стране.

Фактически утрачен со стороны Центрального банка контроль за деятельностью банковского сектора. Значительное число банков, пользуясь этим, фактически пренебрегли интересами клиентов и государства, распоряжаясь кредитными ресурсами, денежными потоками, прежде всего бюджетными в корыстных интересах отдельных групп коррумпированных лиц. При этом в силу особенностей российского законодательства сам ЦБ России также находится вне зоны действенного контроля государства и общественности, несмотря на многочисленные злоупотребления, выявленные правоохранительными органами. При этом Банк России не выполнил за годы реформ практически ни одной из своих задач.

Так, к примеру, не снижается груз инфляционных и девальвационных факторов, рухнула искусственно вздутая пирамида ГКО-ОФЗ. Для целого ряда крупнейших и средних банков практически единственным источником “развития” являются бюджетные средства – обязательные платежи в бюджет, прежде всего по линии ГТК России, госкредиты, трансферты в регионы, противоправно задерживаемые и “прокручиваемые” на счетах. Целый ряд банков, пользуясь ослабленным контролем, представляют собой “пирамидальные”, либо специально созданные для отмывания “грязных” денег, генерации “черного нала”, вывоза капиталов, структуры.

На фоне фактически бесконтрольного, беспрецедентного вывоза валютных средств из страны (оценки –150-300 млрд. долларов США за период либерализации ВЭД) практически не обеспечено ни одного случая их возврата государственными органами.

Уже в конце 1990-х силовыми структурами России для решения описанных проблем предлагались следующие меры: во-первых, законодательно усилить контроль за деятельностью ЦБ со стороны Президента и Правительства Российской Федерации. Во-вторых - сузить до разумных пределов институт “банковской тайны”, давно уже препятствующий правоохранительным органам вести эффективную борьбу с криминалом в кредитно-финансовой системе.

Так же предлагалось перевести все бюджетные потоки в государственные банки, либо осуществлять их непосредственно через саму систему ЦБ России, с одновременным усилением контроля за их прохождением и использованием со стороны Федерального казначейства Минфина России и правоохранительных органов.

Подрыв банковскорй сферы

Не однократно ставился и вопрос о контроле со стороны коммерческих банков за своими клиентами, среди которых были сотни подставных коммерческих структур, зарегистрированных на вымышленных лиц по утерянным или похищенным паспортам. В подавляющем большинстве случаев руководители банков сами создавали такие структуры и открывали им расчётные счета в своих кредитных учреждениях. Отдельные банки, вместо выполнения своих обязательств перед клиентами и вкладчиками, становились на путь укрытия активов и финансовых дочерних и близкие к ним коммерческих структурах.

С целью исключения возможности регистрации хозяйствующих субъектов по фиктивным документам уже тогда предлагалось рассмотреть вопрос о внесении изменений в "Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденное 8 июля 1994 г. Указом Президента Российской Федерации № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", предусмотрев обязанность регистрирующих органов проводить проверки предъявленных документов на предмет их подлинности, в том числе, сличение паспортов учредителей и руководителей по базам данных утерянных и похищенных паспортов, ведущимся в органах внутренних дел. Также предлагалось вернуться к практике нотариального заверения учредительных документов фирм.

Эти же проблемы актуальны были и для сферы налогообложения и ВЭД, где создавались и бесконтрольно самоликвидировались тысячи фирм-“однодневок”, осуществляв одну-две сомнительных операции с полным уходом от уплаты налогов и других обязательных платежей. Что, собственно, всё ещё довольно распространено и в наши дни.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ещё в декабре 1995 года приняла Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц”, однако 9 января 1996 г. он был отклонён Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным и направлен на рассмотрение согласительной комиссии.

Довольно распространённым явлением для конца 1990-х стало массовое банкротство банков. Однако банкротились они могли только в одном случае, если из них ушли клиенты и забрали свои средства. Если же клиенты остаются, а средства исчезают, то за этим кроется преступление. И его соучастником, как показывает практика, в большинстве случаев являются сами банкиры. Этот процесс нуждался в повседневном, упреждающем контроле со стороны ЦБ и ФУДН России.

Преодоление негативных последствий экономического кризиса выдвинуло проблему борьбы с легализацией противоправных доходов, составляющих материальную основу преступности и коррупции, в число приоритетных. В денежном обороте продолжает находиться огромная масса денежных средств, имеющих криминальное происхождение.

В итоге, по инициативе МВД России на уровне Правительства Российской Федерации было принято решение о создании Межведомственного центра при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, на основе принципа межведомственной координации. Быд подготовлен и подписан совместный приказ МВД России, Минфина России, МНС России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ВЭК России, Минэкономики России “О создании межведомственного центра при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем”, согласованный с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Банком России. Начался процесс его организационного становления.


Василий Куралесов  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать (максимум 2000 знаков)?
28 марта 2017 22:21
2 февраля 2017 15:57
19 декабря 2016 17:56
16 декабря 2016 20:55
16 декабря 2016 20:48
9 декабря 2016 16:32
5 декабря 2016 21:34
3 декабря 2016 14:43
1 декабря 2016 13:30
1 декабря 2016 11:13
1 декабря 2016 10:35
23 ноября 2016 22:11
18 ноября 2016 21:20
16 ноября 2016 20:28
16 ноября 2016 15:44
13 октября 2016 21:19
7 октября 2016 21:51
7 октября 2016 21:36
7 октября 2016 20:44
30 сентября 2016 17:56
30 сентября 2016 17:36
29 сентября 2016 18:01
29 сентября 2016 17:23
28 сентября 2016 17:04
28 сентября 2016 16:25
20 сентября 2016 12:29
20 сентября 2016 11:49
17 сентября 2016 20:01
Все новости...
Полная версия сайта
Счётчики и реклама:
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования