Бета-пресс
Общество Политика Регионы Интервью Экономика За рубежом СССР Техно Культура Литература новости карта ссылки Реклама:
Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
☆ от 50 руб./час ☆ AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Счётчики:
правильный HTML5 правильный CSS Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Актуальная История

На краю пропасти или экономика познаётся в сравнении-2

Валютные махинации 1990-х 18 октября 2016, 11:30
Версия для печати
Добавить в закладки
О негативных факторах в экономике и некоторых мерах по их устранению в 1990-х

Многие сегодня ругают экономическую ситуацию в России, и видимо есть за что. Всегда хочется большего, потому как к хорошему очень быстро привыкаешь. Однако, как известно, всё познаётся в сравнение, и если взглянуть на обзор экономической ситуации от – не много ни мало - ГУБЭП МВД России, становится понятно, что нынешняя ситуация, даже с учётом нарастающего кризиса, ещё не так плоха. А для того, чтобы понять, насколько не плоха, погрузимся в прочтение сводок конца 1990-х, в них много «интересного», особенно с учётом того, что криминал и экономика шли тогда рука об руку, а значит и обзором экономических процессов часто занимались те «компетентные» органы, которые отвечали и за борьбу с криминалитетом. Продолжение обзора, первая часть - здесь.

Поступающая в МВД России оперативная информация вновь и вновь подтверждала обострение криминогенной ситуации в сфере распределения и использования бюджетных средств в России 1990-х. Возникало много проблем с отслеживанием потоков бюджетных средств, поступающих из Федерального казначейства в регионы, которые в свою очередь в большем объёме фактически использовали выделенные средства не по целевому назначению и, в целом, это было связано с проблемой “прозрачности” действий всей системы Казначейства.

МВД инициативно подготовило и направило в Минфин России проект правительственного решения о создании системы участия органов внутренних дел в контроле за прохождением бюджетных средств, прежде всего в системе АПК. Тем более, что оперативный опыт показал – к каждому крупному трансферту бюджетных денег, а так же к целевым кредитам прилипают руки преступников. Однако, несмотря на напоминания, проект так и остался без ответа. Ибо многие в правительстве как раз имели к разворовыванию бюджета самое непосредственное отношение.

Существенный урон государственной казне наносила распространившаяся практика погашения бюджетных задолженностей путем проведения взаимозачетов между предприятиями и организациями с привлечением коммерческих структур. Она лишь способствовала совершению хищений бюджетных средств и злоупотреблениям должностных лиц, обладающих организационно-распорядительными функциями.

Обостряло задержки пенсий покрытие просроченной задолженности предприятий и организаций всех форм собственности по страховым взносам перед Пенсионным фондом России путём отпуска товаров и продукции через посреднические структуры, а также принятие в её погашение неликвидных ценных бумаг, либо передачу коммерческим структурам по заниженной стоимости векселей, пользующихся спросом.

Ещё одна проблема – появление так называемых “мертвых денег”. Она возникла в августе 2000 года, когда решением Конституционного суда добросовестным налогоплательщиком стала признаваться любая организация с момента предъявления банковского платежного поручения о перечислении налогов через банк.

Этим начали пользоваться группы мошенников, действующих в различных отраслях промышленности, которые предлагали предприятиям осуществлять фиктивные платежи через “проблемные банки”, деятельность которых была на тот момент практически приостановлена. За данную услугу бралась определенная доля “живых” денег, а государство реальных платежей в бюджет так и не получало. Суммы установленного ущерба, и в частности, по фактам, выявленным на Курской АЭС, ряде предприятий алкогольной отрасли, огромны.

Тесно связано с проблемой поступлений в бюджет и проведение действенной налоговой политики. В целях повышения собираемости налогов и других обязательных платежей в бюджет было необходимо внести изменения в законодательство, запретив предприятиям - недоимщикам переуступать права требования по ценным бумагам, которыми рассчитываются их контрагенты, поскольку одним из распространенных способов уклонения организаций от погашения имеющейся недоимки по налоговым и иным обязательным платежам являлось именно осуществление взаиморасчетов с контрагентами, минуя счет недоимщика посредством переуступки прав требования по ценным бумагам.

Так же необходимо было распространить установленные п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 меры ответственности за осуществление расчетов наличными деньгами на каждую из сторон, участвующую в расчетах, а не только на покупателя, и разработать механизм, ограничивающий регистрацию коммерческих организаций, если в составе их учредителей (руководителей) есть лица, являющиеся учредителями (руководителями) организаций, имеющих задолженность по платежам в бюджет, не представляющих отчетность в налоговые органы, сдающих "нулевые" балансы либо прекративших деятельность, но не прошедших процедуру ликвидации.

Предлагалось установить штрафные санкции для коммерческих банков за неполноту и несвоевременность перечисления платежей в бюджет по поручениям налогоплательщиков и инкассовым поручениям налоговых органов и ввести уголовную ответственность за уклонение от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, искажение бухгалтерской отчетности, несоблюдение сроков ее, если эти деяния совершены из корыстной заинтересованности, за нецелевое использование бюджетных средств или средств государственных социальных внебюджетных фондов.

Не менее напряженной была обстановка и в сфере внешнеэкономической деятельности. На фоне уменьшения объемов импорта, обусловленного августовским (1998 года) кризисом финансово-кредитной системы страны, активизировалась контрабандная деятельность коммерческих структур, работающих с табачной и алкогольной продукцией, автомобилями и другими товарами с высоким налогообложением.

Сложно обстояли дела с выявлением незаконных экспортных операций и связанных с ними фактов невозвращения валютной выручки из-за рубежа, ответственность за которые предусмотрена ст.193 УК РФ. В 2000 году, несмотря на меры по ужесточению регулирования валютного рынка, эффективного механизма контроля за возвратом в страну валютной выручки от экспортных операций выработать не удалось. Российские экспортеры недополучили валютную выручку на сумму 4,4 млрд. долл. США. Практически на такую же сумму (4,3 млрд.) не были обеспечены поставками товаров по импортным контрактам авансовые платежи. Таким образом, потери по экспортно-импортным операциям составили 8,7 млрд. долл. США, что оказалось в два раза больше, чем в 2001 Россия пыталась получить от МВФ для рефинансирования текущей задолженности по внешнему долгу. Однако мировая конъюнктура рынка экспортных товаров России, прежде всего нефти, в 1999 г. стала в значительной мере более благоприятной, цены возросли в два раза. В этой ситуации целесообразно было принять правительственное решение по введению дополнительного акциза на экспорт товаров с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, поскольку российское нефтяные компании на фоне бедственного положения бюджета получали сверхприбыли, одновременно необоснованно завышая цены на внутреннем рынке.

Усугублял нарастание проблем в экономике и отток капитала, в частности, вывоз наличной валюты. Согласно деклараций, за 2000 год физическими лицами наличными было вывезено 10,5 млрд. долл. США. При этом 65,5 млн. долл. США были вывезены суммами свыше 500 тысяч долларов. Зафиксированы неоднократные случаи, когда одним человеком вывозилось от 1 до 9 млн. долларов наличными. Вместе с тем, несмотря на неоднократные обращения МВД во все инстанции, решение Центрального банка об ограничении вывоза наличной валюты было принято только в начале 1999 г., а должного пограничного и таможенного контроля так и не было обеспечено. Остается проблемой вывоз валюты по кредитным карточкам.

Не снималась с повестки дня и задача возвращения российского капитала, незаконно вывезенного за рубеж. Без экономических условий для привлечения вывезенного капитала в Россию, правоохранительные органы были обречены лишь бороться с его вывозом. Предлагаемые варианты так называемой “экономической амнистии” требуют детального изучения с тщательной проработкой всех возможных последствий, включая их негативную сторону.

Кроме этого, необходимо ограничить число участников рынка таможенного оформления товаров и профессионализировать рынок грузовых операторов, еще в большей степени ограничить внешнеэкономические отношения с оффшорными фирмами, поставить нормативные заслоны участию фирм-“однодневок” в ВЭД. Необходимо усилить ответственность участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований валютного законодательства, введя в Уголовный кодекс Российской Федерации нормы ответственности за незаконный перевод валютных средств за границу и осуществление авансовых платежей без последующего импорта.

В срочном порядке важно было разработать и внести в Государственную Думу Российской Федерации согласованный правительственный проект Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, предусмотрев его прямое действие в сфере внешнеэкономической деятельности, поскольку более 500 действующих инструкций и приказов ЦБ и ГТК России оставляли широкое поле для субъективного, зачастую коррупционного толкования многих положений действующего, крайне несовершенного валютного законодательства. Важно было так же привести к единообразию действующие инструкции и приказы в сфере ВЭД с тем, что бы оценка одного и того же экспортируемого и импортируемого товара не имела различных вариантов, позволяя, тем самым, максимально сокращать сумму таможенных платежей.

Ещё одна мера - уточнение на законодательном уровне понятия экспорта и импорта работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также создание исчерпывающего перечня “отдельных коммерческих операций без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу”.

Ещё одной рекомендуемой мерой со стороны ГУБЭП МВД России стало проведение полной инвентаризацию всех российских инвестиций как государственных, так и корпоративных, частных, государственных капиталовложений и недвижимости за ру­бежом, степени эффективности их использования. Причём работу эту необходимо было про­вести в тесном взаимодействии с соответствующими организациями стран, с которыми имеются двусторонние соглашения о сотрудничестве в области валютного и экспортного контроля. При этом, параллельно разобраться с ролью и результатами работы каждого из органов и агентов валютного контроля – ЦБ, ВЭК, ГТК, ФСНП России, коммерческих банков, их реальным вкладом в работу по пресечению незаконных валютных операций и репатриации незаконно вывезенных капиталов в страну.

Только читая сводки и рекомендации МВД начала 2000-х годов, понимаешь, насколько изменилась ситуация в экономической сфере, и как близко Россия стояла на краю полного финансового краха и экономической катастрофы. Воистину, экономика познаётся в сравнении.


Василий Куралесов  
Комментарии:
Оставить комментарий
Представьтесь

Ваш email (не для печати)

Введите число:
Что Вы хотели сказать (максимум 2000 знаков)?
21 июля 2021 13:33
2 декабря 2020 01:18
27 сентября 2020 15:54
31 августа 2020 10:08
27 августа 2020 23:22
27 августа 2020 23:02
12 августа 2020 10:55
31 июля 2020 15:54
18 июня 2020 23:00
17 мая 2020 01:47
21 апреля 2020 12:50
21 апреля 2020 12:34
1 апреля 2020 00:00
19 марта 2020 12:33
18 марта 2020 19:37
17 марта 2020 12:22
7 марта 2020 18:32
1 марта 2020 00:00
21 февраля 2020 23:57
15 февраля 2020 21:16
21 декабря 2019 18:33
28 октября 2019 23:27
27 октября 2019 12:30
11 октября 2019 19:29
13 мая 2019 11:37
9 января 2019 03:11
9 января 2019 02:37
28 декабря 2018 00:00
Все новости...
Информационное агентство "Бета-пресс".
Связь с редакцией. Email: post (на) beta-press.ru
Мобильная версия сайта